При наблюдении за спекуляциями можно чётко выделить 4 фазы их развития.
Как мы помним, в религии денег человеком управляют два чувства – страх и жадность. От соотношения этих чувств и зависит переход спекуляции из одной фазы в другую.
Мы рассмотрим эти фазы на примере последней крупной спекуляции – рынка технологических акций 1990-х годов. Предметом спекуляции могут быть любые товары и символы, а не только акции, но на примере акций закономерности видны лучше всего.
1. Зарождение
На участке зарождения спекуляции преобладает осторожность. Страх почти равен жадности. Никто не знает, будет ли спекуляция успешна. Число участников пирамиды невелико, это в основном профессионалы. Цены и объёмы торгов растут, но умеренно.
2. Рост
На рост цен начинают обращать внимание сторонние люди. В пирамиду резко возрастает поток денег. Цены начинают расти очень стабильно, вследствие чего количество вкладчиков тоже увеличивается; цены растут ещё лучше. Растут объёмы торгов.
Жадность преобладает над страхом. Люди стремятся как можно скорее принять участие в пирамиде, обогнать остальных. Отдельные падения цен воспринимаются как краткосрочные корректировки, как шанс скупить товар по дешёвке. Тот, кто не участвует в пирамиде, выглядит идиотом.
3. Эйфория
Продолжение ниже рекламного блока:
Страх падает до нуля, жадность возрастает до бесконечности. Кажется, что наступило время всеобщего и бесконечного богатства. Цены идут вверх как воздушные шары, объёмы торгов удваиваются и утраиваются.
Кажется, что цены будут расти всегда, и богатыми будут все. Даже последние скептики бегут в пирамиду.
4. Крушение
Если последние скептики включились в пирамиду, это означает, что все ресурсы по развитию пирамиды исчерпаны. Как только приток денег извне иссякает, цены расти больше не могут.
Любая попытка выйти из пирамиды и вывести из неё деньги заканчивается снижением цен. Это снижение болезненно воспринимается остальными. Вдруг страх не получить максимальную прибыль становится выше, чем жадность. Начинается лавинообразное падение цен, и жадность полностью уступает место страху.
Идёт повальная паника, желание избавиться от товаров любой ценой. Объёмы торгов могут оставаться высокими, так как участники пирамиды мечутся, пытаясь продать свой товар, а при возможности и частично покрыть убытки. Профессиональные спекулянты активно играют на понижение одних и временное повышение стоимости других товаров.
Цены падают, пока они не достигают некоего дна, когда держатели товаров уже не видят смысла продавать их по столь низкой цене.
Если взять любой график Nasdaq, то в любой пирамиде можно четко выделить эти 4 этапа.
Давайте рассмотрим некоторые спекулятивные пузыри, оставившие наиболее замечательные следы в истории (Излагается по книге J.K.Galbraith «A Short History of Financial Euphoria»; Whittle Direct Books, 1990).