Второй способ увеличения стоимости накопительных товаров – это пирамиды. Смысл пирамиды – в увеличении стоимости некоторого товара в сознании всё большего числа людей одновременно. Для этого достаточно создать ситуацию, когда спрос на некий товар постоянно превышает его предложение.
Создать пирамиду довольно просто, и до определённого момента все её участники будут «счастливы».
Давайте представим, что у Мойши и у Абрама есть по десять редких почтовых марок. Сколько стоит одна марка? Вне обмена её стоимость можно принять хоть в 1000 долларов, хоть в 1 цент, это не имеет значения. Давайте представим, что Мойша купил у Абрама марку за 1050 долларов, и Абрам у Мойши – тоже за 1050. Это по-прежнему не имеет большого смысла, они просто поменялись.
Но теперь представим, что нашёлся третий, внешний покупатель. Мойша предложил ему свою марку за 1100 долларов, и договорился с Абрамом, что тот подтвердит такую цену. Убедившись, что за марку «на рынке» дают 1100 долларов, третий купил её.
Каждый обмен с возрастанием цены повышает стоимость всех товаров в пирамиде. Стоимость оставшихся марок соответственно возросла; состояние и Мойши, и Абрама увеличилось до 10 марок x 1100 долларов = 11 тысяч долларов.
Продолжение ниже рекламного блока:
Затем пришёл четвёртый человек, который хочет купить марку Абрама. У него уже есть два свидетеля (Мойша и его покупатель) того, что марка стоит дорого. Более того, Абрам увеличивает цену до 1150 долларов, и покупатель соглашается, потому что он видит, что цены растут. Следующий раз марка будет продана ещё дороже. Состояния Мойши и Абрама увеличились не на полученные 50 долларов, но на 500.
К торговле марками подключается всё больше людей. Каждый из них перепродаёт марки последующему с небольшим увеличением цены. Скажем, в год цена марок растёт на 30 процентов.
Тогда приходят люди со стороны, которых уже интересуют не марки, но их интересует то, что марки растут в цене. Они начинают скупать марки только для того, чтобы получить прибыль. Спрос превышает предложение, цены растут.
Каждый из обладателей марок счастлив – он считает себя владельцем большого состояния, и это состояние признаётся другими, существует в сознании других.
Очень важным становится постоянное вовлечение в пирамиду всё нового числа людей, ибо для роста цен необходимо постоянное превышение спроса над предложением и хотя бы небольшой приток денег в пирамиду. Поиском новых «инвесторов» занимается всё большее число завлекателей.